Если судить по цене акций, то у Tesla проблемы. Рыночная капитализация компании по производству электромобилей (EV) упала на 73% от своего рекордного максимума в ноябре 2021 года, что вызывает обеспокоенность инвесторов.

На первый взгляд, кризиса нет. Автомобили все еще остаются эталоном производительности. Технология, которая лежит в их основе, и совершенство программного обеспечения остаются первоклассными. Сеть быстрых зарядных станций для электромобилей вызывает зависть у конкурентов. Сверхсовременный сборочный завод и гигафабрики (для крупномасштабного производства аккумуляторов для электромобилей) поддерживают пиковую производительность.

Модель прямых продаж Tesla также разрешила быстро выйти на рынок и оказалась устойчивой в условиях пандемии. Она продолжает обеспечивать большую экономию неизменных издержек. Model 3, которая собирается в Китае, где затраты низкие, и была представлена как первый электромобиль бренда, что выпускается крупными партиями, была успешной. Новый завод Tesla в Германии, который производит Model Y, к концу 2022 года выпускал 3000 автомобилей в неделю.
И после первого отчета о прибыли в 2020 году — после многих лет убытков в порыве к росту — за 12 месяцев до сентября 2022 года прибыль Tesla достигла 11,19 миллиарда долларов США. Это более чем в два раза больше, чем за предыдущие 12 месяцев. Так почему же это вызывает беспокойство?

Позиции Tesla как лидера рынка грозит растущая конкуренция в производстве электромобилей, а также слухи о том, что инвесторы могут быть озабочены тем, сможет ли Маск успешно управлять как автомобильной компанией, так и Twitter. Он купил социальную сеть в октябре прошлого года после сложных переговоров с ее правлением. С тех пор он предположил, что уйдет с поста генерального директора Twitter, но еще не объявил, когда это произойдет. Между тем, Tesla явно нуждается в большем внимании, чем получает сейчас.

Традиционные производители транспортных средств и новые игроки на рынке тесняться на рынок электромобилей, поощряемые правительственными приказами о прекращении продаж бензиновых и дизельных автомобилей. Технологическое преимущество Tesla размывается, что давит на премиальное позиционирование бренда. Tesla повезло, что ограничения поставок, особенно полупроводников, пока уменьшили это давление. Однако, когда эти ограничения ослабеют, давление на Tesla будет расти.

Tesla также испытала собственные неудачи. Маск смог перевести компанию на подлинное массовое производство, но новые заводы компании в Германии и Техасе он описал как "гигантские денежные печи".

Илон Маск заявил, что хочет, чтобы к 2030 году Tesla производила 20 миллионов автомобилей ежегодно, но это чрезвычайно амбициозная цель. В последнее время автопроизводитель столкнулся с задержками производства, дефицитом поставок, спорами по поводу его заявлений о безопасности и развитии системы самоуправляемого вождения и автопилота, а также отзывом автомобилей из-за проблемы с программным обеспечением, которая "в редких случаях" влияла на задние фонари автомобилей. Бизнес также пострадал от беспокойной ситуации, связанной с COVID, в Китае — важном поставщике запчастей — и 2023 год, вероятно, будет оставаться сложным для многих представителей мировой автомобильной промышленности из-за замедления темпов роста основных мировых экономик.

То, что может помочь Tesla сейчас, — это управление, похожее на управление традиционной автомобильной компанией.